Справочно-информационная газета «Возглас»
ГЛАВНАЯ
О НАС
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ПОИСК
 
Свежий номер!
Наши контакты
Вся контактная информация находится на новой версии сайта!
ГЛАВНАЯ / АРХИВ НОМЕРОВ / Возглас № 22(212) / МОЛИТВА ЕСТЬ ЛУЧШЕЕ ИЗ ОБЩЕНИЙ
МОЛИТВА ЕСТЬ ЛУЧШЕЕ ИЗ ОБЩЕНИЙ
«Называемый при жизни «патриархом без патриаршества» или «митрополитом Московским и всея Руси», святитель Филарет внёс большой вклад в отечественное богословие, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни и определял направление церковной жизни в России. Авторитет его был огромен, суждения неизменно глубоки, мнения всегда основательны. Его личность наложила неизгладимую печать на век XIX, который подчас называют веком Филарета». «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского». (Т.1. М.: ПСТГУ, 2009).
 
Не далеко от Москвы, в старинном городе Коломна родился и провёл своё детство Василий Дроздов, будущий митрополит Московский и Коломенский. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. В девятилетнем возрасте он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до её закрытия, после чего перешёл в семинарию Троице-Сергиевой Лавры, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина), личность, которого оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета.
 
Блестяще окончив семинарию в ноябре 1803 года, он был оставлен преподавателем греческого и еврейского языков. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры Василий Михайлович Дроздов принял монашеский постриг с именем Филарета в честь праведного Филарета Милостивого. 8 февраля 1810 года он был переведён бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Здесь, на кафедрах Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования. 8 июля 1811 года «за отличие в проповедовании слова Божия» Филарет был возведен в сан архимандрита. Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. 5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры владыка был хиротонисан во епископа.
 
На Московскую кафедру владыка Филарет был назначен 3 июля 1821 года. Почти полвека он управлял Московской епархией. Деятельность московского митрополита охватывала почти все стороны духовной и светской жизни: «как оратор – это был образец истинно-христианского витийства. Обилие, сила и высота мыслей, сжатость и своеобразие выражений - неотъемлемое свойство почти каждого его слова, каждой речи. Как литератор он стоял и будет стоять на высоте недосягаемой. Его литературные труды бессмертны, как все гениальные произведения, и очень разнообразны. Он был и оратор, и историк, и догматист, и экзегет, и апологет… В служении был неутомим. Во все многочисленные дни памятных Москве и Лавре праздников служил неопустительно сам. После литургии, невзирая на множество народа, он благословлял каждого по одиночке, произнося слова: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа», - осеняя неспешным крестным знамением. … По жизни своей он был истинный монах, строгий подвижник. Никто не знал, сколько времени он отдыхал. Келейник, уходя от него поздно вечером и приходя ранним утром, одинаково заставал его за занятиями». За все время своего служения митрополит Филарет был удостоен ряда наград: благодарностей, орденов, званий, в том числе и академических.
 
Святитель состоял в многолетней и обширной переписке с представителями всех сословий России. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Письма написаны по разным поводам, но то, о чём пишет митрополит Филарет, есть пример и поучение и в сегодняшней жизни. Письма исполнены духовных рассуждений, проникнуты верою и
смиреною покорностью воле Божией.
 
Польза бодрствования
 
«Всё преждевременное не на пользу. Борьба полезна. То, что приобретается с трудом, основано на крепком фундаменте. А здание, скоро построенное на песке, разрушается скорее, нежели созидается. Требуются силы благодатные. А они не от умножения пищи и сна, от коего грубеет ум, помрачается чистота мыслей, удерживается быстрота соображений. Уснувши лишний час, вместо восполнения сил телесных, встречаете оскудение духовных и разумных. Внимательно должно соблюдать равновесие между умом и духом. Уступив лишней потребности тела, окрадывается ум».
 
О молитве
 
«Молитва друг о друге есть лучшее из общений. Несовершенства же молитвы должно по возможности исправлять, но не должно унывать от них. Надобно различать дело молитвы от услаждения в ней. Дело делает человек, и должен делать постоянно и неослабно по правилу и порядку: а утешение дарует Бог по благодати, когда то нужно для привлечения или подкрепления человека и когда человек принять оное может».
 
О лености
 
«Если бы я поверил тому, что Вы говорите о лености, то сказал бы Вам: иди ко мравию («муравью» -прим. ред.). Но надеюсь, что не нужно посылать Вас так далеко. Против нашей немощи, греховности, ничтожности есть бесконечная благость и всемогущее милосердие Божие. А против лености Бог положил нечто и в нас: ибо если умеем победить леность и трудиться неутомимо и неусыпно для выгод мирских, как можно часто видеть многих, то почему не возбудить себя к подвигам для Царствия Небесного?».
 
О болезни
 
«Благодарение Богу, что воздвигнул Вас от болезни. Не сомневаюсь, что Вы скажете также: благодарение Богу и за то, что болезнью посетил. Небесполезно в болезни испытывать чувство отрешения от мира, чтоб и после болезни придерживаться сего чувства. Не удивительно, если чувство сие не так легко приходит после болезни, как во время болезни: в болезни Бог дарует оное на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести оное. Не унывайте, а подвизайтесь верою и молитвою, терпением и смирением».
 
О посте и одежде
 
«Излишество в пище и питии в самом начале своём есть источник немощей и болезней, а в своём продолжении может превратиться в медленное самоубийство. Так и вред суетных попечений об одежде простирается от тела до души: это уже не малость! Есть люди, у которых сии попечения составляют не малую долю ежедневных упражнений, и похищают великую часть времени, которое, всё без остатка, нужно для приобретения вечности, это никак не малость!».
 
Читая даже краткие изречения митрополита Филарета, можно ощутить духовный мир и нравственные качества святителя, который не только понимал духовную жизнь, но и жил ею и передавал её другим. Однако образ владыки будет не полным, если не сказать о его умении ободрить и себя и других «крылатыми» фразами, тонким юмором, пословицами, которые часто помогали в разрешении казусных вопросов.
 
Так, например, во время пасхальных праздников собрались к митрополиту Филарету великосветские дамы, и одна из них спросила владыку: «Почему Спаситель по воскресении Своём явился сперва мироносицам?» На что он быстро ответил: «Потому что Ваша братия очень болтлива, а это событие надо было, чтобы всем стало известным». Или из высказываний владыки по делам управления епархией: «Почему Вы думаете, пчельнику в Лавре быть не пристойно? В улье братство доброе и пьянства не любит»; «Ректор Петербургской Академии пишет ко мне, чтобы по случаю юбилея дал я деньги на составление какого-то капитала, и собрал деньги с других. У евреев в юбилей прощали долги, а у нас в юбилей налагают подать».
 
Обретение мощей святителя Филарета произошло 13 октября 1994 года, а 9 июня 2004 года они были торжественно перенесены из Троице-Сергиевой Лавры в Москву и ныне покоятся в кафедральном храме Христа Спасителя.
 
 
Подготовила Дария Трофимова
 
ВК УзорочьеЦветики.руМеждународный фонд славянской письменности и 
культуры Яндекс цитирования
Создание, оформление и программирование сайта - Илья и веб-студия Vinchi