Справочно-информационная газета «Возглас»
ГЛАВНАЯ
О НАС
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ПОИСК
 
Свежий номер!
Наши контакты
Вся контактная информация находится на новой версии сайта!
ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ
Историческая дата
 
Таинство Покаяния берёт своё начало со времён земной жизни Господа Иисуса Христа. Более того, некоторые черты данного Таинства есть уже в Ветхом Завете (см.: Лев. 16, 29-30; Числ. 5, 6-7). Новый Завет обильно насыщен примерами покаяния. О его необходимости и особом действии, в котором оно будет происходить, неоднократно говорят не только святые апостолы, но и Сам Сын Божий (Мф. 18, 18; Ин. 20, 21-23; Деян. 19, 18 и др.).
 
В первые века христианства таинство формировалось на основе принятия одних форм его совершения и отказа от других. До IV-V веков тяжкие грехи исповедовались только публично, но в дальнейшем исповедание таких проступков было включено в тайное покаяние. В целом чин тайной исповеди сформировался лишь в конце VI века. На Руси же с XII века тайное покаяние совершалось по чину святого Иоанна Постника. В XVI веке время совершения Таинства Покаяния в основном приурочивалось ко времени Великого поста. Однако его совершали и в другое время церковного года.
 
Духовный смысл Таинства
 
Понятие покаяния включает в себя два основных значения. Во-первых, оно является неотъемлемой частью исповеди (процесса исповедания грехов). Это выражается в том, что во время исповедания своих грехов, человек одновременно кается в них. Здесь покаяние является составной частью процесса исповеди, наполняя его глубоким внутренним смыслом. Соответственно с этим, сущность Таинства Покаяния – это раскаяние (раскрытие, обнаружение) в своих грехах перед священнослужителем, совершаемое в особых условиях таинства. Выражаясь проще, можно сказать, что исповедь – это форма, а покаяние – её содержание, наполнение.
 
Однако у понятия покаяния есть и более глубокий смысл. В своём мистическом значении слово «покаяние» имеет эквивалент в греческом языке, где оно выражено словом метанойя, а это слово уже имеет более глубокое спасительное значение. Ведь в обратном переводе на русский язык слово «метанойя» (буквально «после ума») означает переосмысление, сильнейшее раскаяние, коренное изменение сознания. То есть важно не просто исповедать свои грехи и страсти, а полностью отказаться от них, вырвать их из своей духовной и плотской жизни.
 
Практические моменты Таинства
 
Основные правила исповеди:
  1. Исповедующийся должен раскрыть все свои греховные поступки и помыслы, ничего не утаивая. Осознанное утаивание грехов приводит к недействительности Таинства Покаяния и усугубляет совершенные грехи.
  2. Исповедуя свои грехи, необходимо чётко и ясно называть каждый грех, не вдаваясь в общие рассуждения. С другой стороны, не стоит и вдаваться в излишние подробности совершения греха, чтобы это не стало соблазном в дальнейшем.
  3. Нельзя оправдываться перед священником или перекладывать ответственность на других. Грехи других людей также не должны касаться личной исповеди, так как человек держит ответ только за свои поступки.
  4. Исповедовать свои грехи необходимо, соблюдая определённую их значимость – от самых тяжких к менее тяжёлым. Однако необходимо не забыть исповедать все свои прегрешения.
 
Чинопоследование
 
Таинство Покаяния для верующих начинается тогда, когда священник выносит из алтаря Святой Крест и Евангелие. Уже в этот момент пришедшие на исповедь должны максимально сконцентрировать своё внимание на всех действиях священника и быть готовыми к таинству.
 
После изнесения Креста и Евангелия наступает начальный момент исповеди. По окончании чтения особых молитв священник обращается к пришедшим на исповедь людям. Он напоминает, что невидимо пред ними стоит Сам Господь Иисус Христос, Который и принимает исповедь. Священник, в данном моменте, выступает как посредник между человеком и Богом. По окончании обращения священника к исповедующимся, читается Символ Веры.
 
Далее начинается собственно исповедь. Верующие подходят к священнику по очереди и исповедают ему свои грехи один на один. В православной традиции исповедь проходит лицом к лицу. Этот момент очень важен - исповедующийся должен преодолеть свои страхи, смущение и гордыню. Во время исповеди священник может задавать кающемуся различные вспомогательные вопросы.
 
По окончании исповедания священник должен ещё раз обдумать искренность покаяния и после этого произнести «Завещание» - особый род наставления, в котором он убеждает человека не повторять исповеданные грехи. После произнесения «Завещания» покаявшийся человек встаёт на колени (либо преклоняет голову), и священник, накрыв его голову епитрахилью (платом), читает над ним ряд молитв. Далее священник должен перекрестить главу человека. После этого покаявшийся человек должен встать и, перекрестившись, поцеловать Святой Крест и Евангелие, лежащие на аналое. В завершение человек получает благословение священника, что окончательно знаменует совершение Таинства Покаяния.
 
 
Подготовил Сергей Милов
 
ВК УзорочьеЦветики.руМеждународный фонд славянской письменности и 
культуры Яндекс цитирования
Создание, оформление и программирование сайта - Илья и веб-студия Vinchi